-
Главная
-
Новости
-
Финмониторинг по-новому: чего ожидать после 28 апреля 2020 года?
Новости
Финмониторинг по-новому: чего ожидать после 28 апреля 2020 года?
28.04.20
Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» №361-IX вступает в силу 28 апреля 2020.
Представляем анализ ключевых нововведений Закона от компании LPro.
За какие операции не грозят штрафы
Уже с 28 апреля 2020 банковская система начнет жестко мониторить финансовые операции и угрожать штрафами в сотни тысяч гривен. Однако большинству простых граждан можно не беспокоиться, если они проводят операции, на которые требования Закона не распространяются:
1) снятие денег с собственного счета;
2) перевод наличных по Украине до 5 000 грн., если у такого перевода нет признаков связанности с другими финансовыми операциями, в сумме превышающими 5 000 грн.;
3) перевод денег для оплаты за жилищно-коммунальные услуги;
4) перевод денег для уплаты налогов, сборов, платежей, ЕСВ, штрафных санкций и пени;
5) перевод денег, когда плательщик (инициатор перевода) и получатель являются субъектами первичного финансового мониторинга, предоставляющих услуги по переводу средств, а также действуют от своего имени и за свой счет;
6) перевод денег с использованием электронных платежных средств или электронных денег для оплаты товаров или услуг, если номер электронного платежного средства или заранее оплаченной карточки многоцелевого использования сопровождает перевод на всем пути движения средств;
7) перевод денег до 30 000 грн. или суммы в эквиваленте, в том числе в иностранной валюте, для зачисления на счет получателя исключительно с целью оплаты стоимости товаров, работ, услуг, погашения задолженности по кредиту за условии, что субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющая услуги по переводу средств получателю, может осуществить отслеживание через получателя с помощью уникального учетного номера финансовой операции перевода средств и определить лицо, которое заключило договор с получателем м о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставления кредита;
8) перевод денег между плательщиком (инициатором перевода) и получателем платежа, проводимого через посредника, уполномоченного вести переговоры и заключать договор купли-продажи товаров или услуг от имени плательщика (инициатора перевода) или получателя;
9) операции по обеспечению проведения перевода денег операторами услуг платежной инфраструктуры.
Кто подпадает под требования нового Закона
Закон адаптирует в национальное законодательство Рекомендации FAT и 4-ю и частично 5-ю Директивы Европейского Союза против отмывания денег и финансирования терроризма. Эти акты уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, намеренных получить членство, к которым принадлежит и Украина.
Закон выделяет две группы субъектов: государственного и первичного финансового мониторинга.
Субъекты государственного финансового мониторинга:
-
Национальный банк Украины;
-
Государственная служба финансового мониторинга Украины;
-
Министерство юстиции Украины;
-
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
-
Министерство цифровой трансформации Украины;
-
специально уполномоченный орган.
В свою очередь, субъектами первичного финансового мониторинга являются:
-
банки;
-
страховщики и перестраховщики;
-
страховые и перестраховочные брокеры;
-
кредитные союзы;
-
ломбарды;
-
другие финансовые учреждения;
-
платежные организации;
-
участники или члены платежных систем;
-
товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
-
профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
-
операторы почтовой связи;
-
другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществлению валютных операций;
-
филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
-
поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
-
другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Особое внимание стоит обратить на лиц, принадлежащих к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга:
-
субъекты аудиторской деятельности;
-
бухгалтеры;
-
субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
-
субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
-
адвокатские бюро;
-
адвокатские объединения;
-
адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
-
нотариусы;
-
субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
-
лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
-
субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;
-
субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
-
субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
-
субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги в сфере лотерей или азартных игр.
Важно отметить, что под эту категорию не подпадают лица, занимающиеся указанными видами деятельности, однако предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений.
Штрафы за нарушение требований
К субъектам первичного финансового мониторинга могут быть применены штрафы в следующих размерах:
1) до 10 % общего годового оборота, но не более 7 950 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг) (135 150 000 грн);
-
за необеспечение надлежащей организации и проведения первичного финансового мониторинга,
-
отсутствие надлежащей системы управления рисками,
-
повторное невыполнение требований субъектов государственного финансового мониторинга об устранении выявленных нарушений или о принятии мер по устранению причин, способствовавших их совершению.
2) до 100 000 нмдг (1 700 000 грн):
-
за нарушение порядка замораживания или размораживания активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием;
-
за нарушение порядка приостановления финансовых операций;
-
за невыполнение требований об устранении выявленных нарушений;
-
за невыполнение требований о принятии мер по устранению причин, способствовавших совершению нарушений;
-
за непринятие мер по устранению выявленных по результатам проверки недостатков по организации и проведению первичного финансового мониторинга;
3) до 20 000 нмдг (340 000 грн):
-
за нарушение требований об отказе от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции;
-
за непредоставление информации;
-
за несвоевременное представление;
-
за нарушение порядка предоставления информации;
-
за предоставление специально уполномоченному органу недостоверной информации в случаях, предусмотренных законодательством;
-
за препятствование субъекту государственного финансового мониторинга в осуществлении им надзора в сфере предотвращения и противодействия:
-
за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
-
за создание препятствий в проведении проверки;
-
за непредставление информации;
-
за предоставление информации не в полном объеме;
-
за предоставление недостоверной информации или документов;
-
за предоставление копий документов, в которых невозможно прочитать все указанные в них сведения по запросу субъекта государственного финансового мониторинга, необходимых для осуществления им надзора в сфере предотвращения и противодействия в соответствии с Законом;
-
за не выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;
-
за несвоевременное выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;
-
за нарушение порядка регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу.
4) до 12 000 нмдг (204 000 грн):
-
за нарушение требований осуществления надлежащей проверки;
-
за нарушение требований по выявлению принадлежности клиентов и других лиц к политически значимым лицам, членам их семей, лицам, связанных с ними, в случаях, предусмотренных законодательством;
-
за нарушение порядка создания (ведения) и хранения документов, в том числе электронных, записей, данных, информации в случаях, предусмотренных настоящим Законом, в том числе в случае их потери или уничтожения;
-
за нарушение ограничений по обмену информацией, определенных законодательством в сфере предотвращения и противодействия;
-
за необеспечение защиты работников, которые сообщили руководителю или ответственному работнику субъекта первичного финансового мониторинга или субъекту государственного финансового мониторинга о нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
5) до 10 000 нмдг (170 000 грн):
-
за нарушение требований по осуществлению переводов, предусмотренных статьей 14 Закона №361.
6) до 3 000 нмдг (51 000 грн):
-
за нарушение других требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия.
7) в размере, не превышающем сумму денежного обязательства по соглашению об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия:
-
за невыполнение условий соглашения.
Суммы штрафа в случае совершения двух и более видов нарушений рассчитываются путем добавления размеров штрафов за каждый вид нарушения. В таком случае максимальная сумма штрафов не может превышать:
1) для субъектов первичного финансового мониторинга, которые являются финансовыми учреждениями — 10 процентов общего годового оборота, но не более 7 950 000 нмдг (135 150 000 грн);
2) для других субъектов первичного финансового мониторинга — двукратного объема выгоды, полученной субъектом первичного финансового мониторинга в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена, — 1 590 000 нмдг (27 030 000 грн).
Нюансы применения штрафов к новым субъектам
Новыми субъектами в этой категории являются субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету и осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения. Им следует обратить особое внимание на требования Закона №361, ведь согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Закона, размер штрафа за нарушение субъектом первичного финансового мониторинга законодательства в сфере предотвращения и противодействия, совершенные таким субъектом первичного финансового мониторинга до вступления в силу настоящего закона, определяется исходя из размера штрафа за соответствующее нарушение, установленное законом на дату его совершения.
Итак, на основе этого положения существует возможность привлечения указанных новых субъектов к ответственности за нарушения в сфере финансового мониторинга, совершенные ими до вступления в силу Закона, но в прежних размерах. Такая правовая ситуация выходит из принципа обратного действия во времени закона, раскрытого в Решении Конституционного Суда Украины N 1-рп / 99 от 9 февраля 1999 года. В своем Решении КСУ отмечает, что положения ч. 1 ст. 58 Конституции Украины об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов в случаях, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, касается физических лиц и не распространяется на юридических лиц. При этом, предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам в отношении юридических лиц может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе.
Однако пока положения относительно новых категорий субъектов еще не внесены в Порядок ведения Госфинмониторингом учета информации о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу, учета субъектов первичного финансового мониторинга и представления информации для постановки на их учет (снятии с учета), утвержденные постановлением КМУ от 05.08.2015 г. №552. А значит, до принятия таких изменений или новых документов по этим субъектам можно лишь предполагать порядок применения Закона по отношению к ним, особенно относительно нарушений до вступления в силу Закона №361.
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛЕФОНАМ: